Логопед. РУ: Опыт работы учителя

| Просмотров: 2143
операции при глаукоме в томске

Разделы: Работа с дошкольниками

В настоящее время одной из наиболее важных иглобальных проблем является состояние здоровьядетей. Вырастить здорового ребенка – вот самоеглавное, что необходимо сделать сотрудникамдетских садов. Полноценное физическое развитие издоровье ребенка – это основа формированияличности.

Охрана и укрепление здоровья детей,всестороннее физическое развитие, закаливаниеорганизма – вот главная цель сотрудниковдетского сада “Чебурашка” пос. Эльдикан, САХА (Я)

Наш детский сад работает над этой проблемойнесколько лет. Из года в год мы организуемоздоровительные мероприятия, которые постоянносовершенствуем.

Физическое здоровье детей неразрывно связано сих психическим здоровьем, эмоциональнымблагополучием. Системафизкультурно-оздоровительной работы включаетлечебно-профилактические ифизкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляетсяплан оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание ванны /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Полоскание горла /ежедневно/.
    Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  11. Профилактические прививки
  12. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  13. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  14. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  15. Физкультминутки /ежедневно/
  16. Подвижные игры /ежедневно/
  17. Прогулки /в теплое время года/
  18. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника вомногом зависит от полноценного физическоговоспитания. По мнению академика Н.М. Амосова,ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается стремя основными пороками цивилизации:накоплением отрицательных эмоций без физическойразрядки, перееданием, гиподинамией.

Исходя из принципа “здоровый ребенок –успешный ребенок”, считаем невозможным решениепроблемы воспитания социально адаптированнойличности без осуществления системы мероприятийпо оздоровительной работе и физическомувоспитанию детей. Поэтому в настоящее время вкачестве одного из приоритетных направленийпедагогической деятельности выделяетсясоздание здоровьесохраняющей среды в условияхдетского сада.

Для полноценного физического развития детей иудовлетворения их потребностей в движении в ДОУсозданы следующие условия:

  • мини спортивные залы в обоих зданиях оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Эффективность физкультурно-оздоровительнойработы в дошкольном учреждении во многом зависитот взаимодействия воспитателей с медицинскойсестрой, музыкальным руководителем, психологом.Предварительно составляется план работысовместной деятельности на год, включающий всебя консультации для воспитателей, выступленияна педагогических советах. Планируютсямедико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей:“Особенности проведения бодрящей гимнастикипосле дневного сна”, “ Физическая готовностьдетей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах:“ Охрана жизни и здоровья детей”, “Итогиоздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогическихсовещаний “Эффективностьфизкультурно-оздоровительной работы”, “Итогиоздоровительной работы”.

В своей работе воспитатели детского садаиспользуют различные виды занятий, среди которыхпреобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;
  • занятия по традиционной схеме: водно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.

Большую часть времени в дошкольном учрежденииребенок находится в группе, поэтому от тогонасколько грамотно будет построена деятельностьвоспитателя по организации режима детей, зависитсохранение и укрепление их здоровья. Конечно,хорошо бы, если в детском саду был инструктор пофизической культуре, который бы помогалвоспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтомувоспитатели сами подбирают упражнения и занятияпо различным вилам физическогосовершенствования детей. Основными из нихявляются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Основными проблемами, требующими совместнойдеятельности педагогов и медицинской сестрыявляются:

  1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
  2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
  3. Профилактика заболеваний.
  4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

В систему оздоровительной работы, проводимой внашем детском саду, включены следующиемероприятия: дыхательная гимнастика,профилактический массаж ног, профилактиканарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группахреализуется несколько формфизкультурно-оздоровительной деятельности:утренняя гимнастика в зале и в летний периодвремени на открытом воздухе, разнообразныеподвижные игры в течение всего дня, занятия пофизической культуре в зале и на воздухе. Всевместе эти формы деятельности позволяютобеспечить двигательную активность детей напротяжении всего дня, рационально распределитьинтеллектуальную и физическую нагрузку детей.

Много профилактических мероприятий попредупреждению заболеваний в осеннее-зимнийпериод проводит и медицинская сестра детскогосада. Сюда входит поддержание чистоты,кварцевание групп, дезинфекция в период вспышкиОРВИ, проветривание спален перед сном ипроветривание групп.

Детям проводятся следующие профилактическиемероприятия:

  • вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой ) в нос;
  • витаминизация;
  • полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей, календула;
  • дыхательная гимнастика.
  • Закаливающие процедуры:
    утренняя гимнастика, физкультурные занятия
    прогулки на свежем воздухе (-20)
    хождение по группе босиком
    воздушные ванны без маек (+16,+18оС)

Такие же мероприятия проводятся и ввесеннее-летний период, только закаливающиепроцедуры:

  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  • воздушно-солнечные ванны
  • хождение босиком по песку.

Для обеспечения здоровья, разумеется, важномногое: и здоровый образ жизни, и правильное,полноценное питание, и состояниекостно-мышечного аппарата и т.д. Но главные“киты”, на которых держатся жизнь и здоровьечеловека, это состояние сердечно-сосудистой,дыхательной и иммунной систем организма. Изэтого следует сделать вывод: вся системафизического воспитания в детском саду должнабыть, прежде всего, ориентирована на развитие исовершенствование сердечно-сосудистой,дыхательной и иммунной систем организма.Основным же средством этого развития являютсядвижения.

Не стоит забывать, что развитие дыхательнойсистемы, сущность которой заключается в усвоенииорганизма кислорода воздуха, также напрямуюсвязано с движениями. Одной из наиболее удачных,открывающих реальные перспективы дляпрофилактической и лечебной деятельности, дляактивного отношения к проблеме здоровья,представляется концепция, согласно которой мериломздоровья человека служит его аэробнаяпроизводительность – максимальное количествокислорода, которое он способен усвоить за минуту.“Аэробная производительность тем выше, чем вышепроизводительность систем внешнего дыхания(минутный объем дыхания, максимальная легочнаявентиляция, емкость легких, скорость диффузиигазов в легких), кровообращения (минутный иударный объемы, частота сердечных сокращений,скорость кровотока, системы крови (содержаниегемоглобина), тканевой утилизации кислорода,зависящей от уровня тканевого дыхания, а такжеслаженность в деятельность всех этих систем”, -пишет В.Зациорский.

Аэробная производительность тем больше, чемлучше тренирован ребенок. Как показалиисследования, способность организма усваиватькислород воздуха повышается при регулярныхфизических упражнениях, но … только на свежемвоздухе! Известно, что основной метод улучшенияспособностей к поглощению кислорода –длительный равномерный ( или, по Ю.Ф. Змановскому,оздоровительный ) бег. И именно в дошкольные годыфизкультурная деятельность должна бытьнаправлена на увеличение этих способностей. Утренированного ребенка, как показалимногочисленные исследования, эти способностинередко увеличиваются вдвое. Исследователиотмечают, что у людей, регулярно занимающихсяфизическими упражнениями на свежем воздухе, и впервую очередь бегом, бесперебойнофункционирует система кровеносных сосудов,развитые легкие и бронхи, выносливое сердце.Особенно полезен бег на свежем воздухеболезненным, щуплым детям. Если эти истины неусвоят воспитатели и родители, то они не смогутпомочь своим детям и воспитанникам обрестинадежное здоровье. ( В.Г. Алямовская “Современныеподходы к оздоровлению детей в дошкольномобразовательном учреждении).

В содержание оздоровительного физкультурногозанятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или комплексыдыхательных упражнений.

Профилактические упражнения для верхнихдыхательных путей.

Цель: Научить детей дышать через нос,подготовить их к выполнению более сложныхдыхательных упражнений.

Задачи:

  1. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо - и кровообращение в легких.

Основные правила.

  1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Одним из распространенных способов повышениясопротивляемости организма в детских садахиспользуется применение точечных массажей.

Массаж рук

Цель: воздействовать черезбиоактивные точки пальцев на внутренние органы,вызвать ощущения легкости, радости.

  1. “Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
  4. Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.

Массаж ушных раковин

Цель: вызвать образ любимой игрушки ив процессе игры воздействовать на слуховойаппарат и активные точки кишечника, которыенаходятся на ушных раковинах.

Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки дляЧебурашки или для доброго, милого слона:

  1. поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
  2. ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
  3. нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
  4. лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышащими);
  5. с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.

Массаж головы

Цель: Воздействовать на активныеточки на голове, которые улучшают ток крови.

  1. Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
  4. “Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.

Массаж лица

Цель: предотвращать простудныезаболевания, воздействуя на активные точки лица,вырабатывать умение управлять мимикой,“лепить” красивое лицо.

  1. Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.
  2. Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  3. С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
  4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
  5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.

В детском саду оздоровительным мероприятиямотводится одно из главных мест:

  • воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
  • рациональное, сбалансированное питание;
  • оптимальная двигательная активность, физическая культура;
  • закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
  • профилактическая работа (полоскание рта отварами трав, чесночно-лимонный настой и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.

Одним из направлений нашей деятельностивоспитание и потребность детей в здоровом образежизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровомобразе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

В связи с этим коллективом принято решениеежемесячно проводить день здоровья.

Как спланировать день здоровья? Какие занятиянеобходимо проводить в этот день?

Тематическое планирование занятий:

Месяц Тема занятий
Сентябрь “Вот я какой”
Октябрь “Чтобы быть здоровым”
Ноябрь “Наши органы дыхания”
Декабрь “Наши органы слуха”
Январь “Как сохранить хорошее зрение”
Февраль “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?”
Март “Мои защитники кожа, ногти, волосы”
Апрель “Внутренние органы”
Май “Правила на всю жизнь”

Хорошо в этот день в детском саду запланироватьтакие оздоровительные физкультурные занятия:

  1. Занятия классического типа, так называемый “классический вариант”.
  2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр ( в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр- аттракционов.
  3. Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
  4. Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
  5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах (если таковые имеются).
  6. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
  7. Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
  8. Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой системы.

Планирование “Дней здоровья” в детском садупоможет вырастить детей здоровыми, выносливыми,физически подготовленными ко второй ступени вжизни ребенка , т.е. к поступлению в первый класс.

Приложение.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/507974/