М.В. Белозёрова. Новые подходы к

| Просмотров: 6806

Разделы: Начальная школа

Главной ценностью педагогической культурыявляется ребёнок – его развитие, образование,воспитание, социальная защита и поддержка егоиндивидуальности, достоинства и прав человека.

Уважаемые коллеги!

Сегодня стало очевидным, что перед любойшколой, которая всерьёз думает о своём будущем,встаёт вопрос о путях её развития, ведь разрывмежду требованиями общества и состояниемобразования вызывает шквал критики.

Концепция модернизации российскогообразования предполагает разработку новоймодели начальной школы. Изменения, произошедшиев содержании современного образования запоследнее десятилетие

влекут за собой и изменение системы оценивания,которая предусматривает переход набезотметочную систему обучения на протяжениивсей начальной школы.

Общеобразовательная школа № 3 находится вобразовательном пространстве России иРостовской области. Поэтому все актуальныенаправления, над которыми работает учительство,находит свое отражение в деятельностипедколлектива.

Одним из условий обновления содержанияначального образования явились внедрение иапробация новых учебно-методических комплектов,которые являются развивающими. В нашей школеимеют место быть:

  • “Планета знаний” - 4 класса
  • “Гармония”- 2 класса
  • “Перспективная школа” - 5 классов
  • “Школа России” -5 классов

При этом становится важным вопросиспользования современных технологий: методов,форм, приёмов работы, адекватных целям и задачамначального образования. С учётом того, чтосовременная начальная школа – это не школанавыка, а школа пробы сил ребёнка, являетсяактуальной проблема оценивания учебныхдостижений каждого учащегося, нацеленная наличностный рост и развитие.

Известно, что любое движение вперед начинаетсяс оценки уровня

достижений, выявления положительного опыта, набазе которых возможно дальнейшеесовершенствование и модернизацияпедагогической системы.

Но модернизации образования противоречитсложившаяся традиционная система контроля, где

  • высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя автоматически влияющий на качество учения школьников;
  • использование 5-балльной системы оценок (принятая в 1944 г.)
  • учитель оценивает детей сам.

И в настоящее время предпринимаются попыткиразработать такие способы оценивания учебныхдостижений, которые бы удовлетворяли всемтребованиям современной образовательнойполитики в Российской Федерации, а именно:

  • применение различных видов оценочных шкал;
  • широкое использование тестовых работ;
  • обеспечение формирования и развития самооценки учащихся своих достижений.

Новая система оценивания должна

  • нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой;
  • снять тревожность,
  • снизить невротизацию детей;
  • повысить учебную мотивацию,
  • позволить отслеживать динамику школьной успешности.

В соответствии с этим в практику начальногообразования вводится система безотметочногообучения.

Безотметочное обучение – это поиск новогоподхода к оцениванию, который позволил быпреодолеть недостатки существующей“отметочной” системы оценивания. Однако до сихпор нет чёткого представления о путях переходаначальной школы на другие принципы оценивания.

Для успешного решения обозначенногопротиворечия в нашей школе приказом директорабыл обозначен состав группы, работающей вэкспериментальном режиме по безотметочномуобучению младших школьников. Группа изучилаосновные положения писем МинистерстваОбразования РФ, познакомилась с опытом работыколлег Ростовской и Пермской областей.

Согласно Закону РФ “Об образовании” ст. 15,п.3образовательное учреждение самостоятельно ввыборе системы оценок, форм, порядка ипериодичности промежуточной аттестацииобучающихся. С сентября 2005 г. 5 классов (2 а, б, г, 3 а,б) в своей работе используют 10 балльную систему

оценивания и во всех классах введена зачетнаясистема оценивания по предметам изо, музыка,физ-ра.

Гипотеза нашего эксперимента заключается впредположении, что использование 10- балльнойшкалы на практике позволит:

  • более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности;
  • преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов “1” и “2”, т.к. в данной шкале они является положительными и их надо определенным образом “заработать”;

Возникающие трудности при выдаче документов обобразовании легко преодолимы. (смтаблицу)

Важным компонентом является анализ хода ирезультатов учебной деятельности учащихся, но нетолько учителем, как это принято в традиционнойсистеме обучения, а совместно с учениками,развивая у них умения видеть достоинства инедостатки, возможные пути их совершенствованияили преодоления.

В условиях внедрения нового способа оцениваниявозникает проблема выбора форм учета учебныхдостижений младших школьников.

В науке понятие “форма” рассматривается сразных позиций. Так,

И у В.И.Даля и в толковом словаре С.И.Ожеговапонятие “форма” определяется как внешнеевыражение, установленный порядок, наполняемыйнекоторым содержанием.

Глубинный смысл этому понятию придаютфилософская и педагогическая науки.

“Философская энциклопедия” дает нам такоепонятие формы: “Форма есть внутренняяорганизация содержания...” Вторит этомуопределению “Российская педагогическаяэнциклопедия”, в которой отмечается, что “...форма это способ существования содержания,неотделимый от него и служащий его выражением”.

В педагогической литературе мы не нашлипонятия “форма учета учебных достижений”. Апоскольку потребность в создании иных форм учетасуществует, то мы решили попытатьсяреконструировать уже существующие формы учетаучебных достижений школьников в условияхмодернизации образования. Под формами учета мыпонимаем совокупность документов,констатирующих результативность обученияшкольника.

В связи с этим, в своей практике я разработала ииспользую дневник ученика, который называется: “Дневникмоего роста”. Этот дневник заменяет другиедокументы ребёнка, в которых фиксируютсярезультаты его обучения. Для нас этот дневникявляется специальным образовательнымпространством, где происходит совместная работадетей и учителя по накоплению каждым учащимсясвоих результатов и достижений за определённыйотрезок времени.

Обратимся к нашему “Дневнику”.

Дневник позволяет следить за продвижениемученика по линиям развития личности,регистрируя освоение важнейших новых знаний иумений (дидактических единиц) по каждой линииразвития. Эта регистрация осуществляться :

  • в листах “Мои достижения”;
  • “Оценочных листах”;
  • листах уровня обученности по предмету.

1. Листы самооценки “Мои достижения”разработаны в соответствии с Федеральнымкомпонентом государственного стандарта общегообразования и включают в себя не толькотребования к уровню подготовки оканчивающихначальную школу, но и общие учебные умения,навыки и способы деятельности. Учащиеся самизаполняют эти листы в конце 1 класса, и далее почетвертям во 2, 3, 4 классах.

Такие листы существуют по всем предметам, чтобысэкономить время, я готова рассказать о любоминтересующем вас предмете. Пожалуйста, какойпредмет выбираем?

В курсе “Русский язык” линиями развитияявляются:

  1. Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как “функциональная грамотность”.
  2. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.
  3. Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
  4. Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими “технологическими” компонентами письма.
  5. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
  6. Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке.
  7. Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка.
  8. Формирование у учащихся языкового чутья.

В курсе “Окружающий мир” линиями развитияявляются:

  1. Знакомство с целостной элементарной картиной мира.
  2. Формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру.

В курсе “Математика” линиями развитияявляются:

  1. Арифметический материал.
  2. Геометрические фигуры и величины.
  3. Основные виды содержательно-логических заданий на развитие познавательных процессов.

В курсе “Литературное чтение” линиямиразвития являются:

  1. Навык и культура чтения.
  2. Работа с текстом и книгой.
  3. Развитие воображения, речевой творческой деятельности.
  4. Литературоведческая пропедевтика.

2. “Оценочные листы” по предметам (на 1, 2, 3, 4)классы включают в себя основные требования кзнаниям, умениям и навыкам по данной программе.Сначала учащиеся самостоятельно заполняютданные листы, потом родители фиксируютрезультаты своих наблюдений за ребёнком, и лишьзатем учитель вносит данные о каждом ученике.

“Оценочные листы”, листы самооценки “Моидостижения” фиксируют достижения ученика забольшой период времени (четверь, год.) А как жеотследить продвижение ученика за более короткийпромежуток? Для этого мы используем

3. Листы уровня обученности по предмету,которые отслеживают продвижение ученика входе тематического и итогового контроля, т.к. тематическийконтроль проверяет не учебную деятельность, аучебные результаты (степень обученности). Итоговыйконтроль проверяет умение применитьполученные знания.

4.Текущий контроль осуществляется спомощью словесной оценки. Он поощряет ученикав его подготовке к тематическому и итоговомуконтролю. Очень важно хвалить и награждатьучеников. Какие же награды применимы в рамкахурока? Это конечно словесная похвала заоригинальную находку, аккуратную работу и пр.Кроме того, в процессе оценивания, учительуказывает ученику, чего он уже достиг, а что емупредстоит освоить (“Молодец! Но…”). Это можетбыть важной функцией на всех этапах, но особеннона этапах актуализации знаний.

Я считаю, что основной целью такой формыоценивания является

  • смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник, не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет;
  • в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.

Но самооценка неизбежно связана ссамоконтролем, т.е. сознательным контролем,осуществляемым человеком над своим поведением,мыслями и чувствами, умеющим регулировать ипланировать свою деятельность, являясьфункционально грамотной личностью.

Это определение совпадает с заказом родителей.Как показало исследование, родители хотят, чтобыих дети, выпускники современной школы

  • хорошо представляли себе, чего хотят и чем могут заниматься;
  • ставили перед собой высокие, но реальные цели;
  • были готовы к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности , умения, воспитали личностные качества.

Основной смысл в рамках этой цели - показатьвсё, на что способен ученик.

Поэтому, основными задачами введения“Дневника моего роста” являются:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика,
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка,
  • развитие познавательных интересов уч-ся
  • формирование положительных качеств личности
  • приобретение навыков саморефлексии,
  • формирование жизненных идеалов,

Мы не исключаем, что существуют и другие формыучета. Однако внедрение описанных форм учётаучебных достижений мл. школьников на практикепоказало высокую степень их эффективности вновых условиях.

Этому свидетельствует экспертизарезультатов опытно-экспериментальной работы,которая осуществляется путем анкетированияучащихся, их родителей, где анализируютсяизменения:

  • мотивации учения,
  • дисциплинированности и организованности,
  • комфортности и тревожности, обучаемых в учебном заведении,
  • степени готовности к занятиям в школе.

Исследование учащихся моего 3 класса “А”,показало, что результативная сторонаучебно-познавательного процесса возрастает нафоне общего повышения

  • аинтересованности и
  • мотивации

С 2004 - 07 уч.года на 15% возрос уровень учебноймотивации.

В результате сформировалась адекватнаясамооценка учащимися своей подготовленности.Если в 2004г 91 % первоклассников имели завышеннуюсамооценку, то к концу 3 класса у 67% учащихсясамооценка стала адекватной.

Это позволило в полной мере включить механизмысамоконтроля и самоорганизации учебнойдеятельности. Мы видим, что за три года обученияна 40% возрос (вырос) высокий уровеньсамоконтроля .

В результате за три года обучения возросластепень обученности учащихся по всемдисциплинам: по литературному чтению - на 40%, порусскому языку – на 18%, по математике – на 10%, поокружающему миру – на 5%.

За 3 года обучения (2004-2007) ученики моего класса приполной успеваемости 75% занимаются на“5” и “4”. Стабильность результатов моихучеников меня радует.

Для того, чтобы родители имелипредставление о динамике развития ученика, яиспользую всё тот же “Дневник моего роста”,который позволяет им узнать о месте ребёнка вучебном процессе и варианты действий,направленных на формирование оптимальныхусловий для его дальнейшего развития и обучения.

На мой взгляд, это самая важная оценка, т.к.школа выполняет социальный заказ семьи ребёнка.В связи с этим изменилось и отношение учащихся иродителей к эксперименту. Если в 1 классе 75%родителей были против безотметочного обучения, аостальные воздержались, то к концу 3 класса всеголишь 15% против и 60% за.

Очевидно, что оценка приобрела содержательный,объективный и дифференцированный характер. Онастала в меньшей степени причинять вредпсихическому здоровью ребёнка и создала прочнуюоснову для овладения различного родакомпетенциями.

Я считаю, что наличие такой формы самооценки исамодиагностики позволяет сделать оцениваниеучебных достижений младших школьниковоптимистичным. Что касается начальной школы то,на мой взгляд, такая форма оценивания детейдолжна, прежде всего, носить обучающий характер,быть не формой, а “инструментом”, с помощьюкоторого формируется у младших школьниковконтрольно-оценочная самостоятельность черезподдержку их высокой учебной мотивации.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/502368/