Воздействие плесени на организм

| Просмотров: 6997

Отправлено 24 Сентябрь 2011 - 18:40

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ В ИСТОРИИ ТЕОРИИ О ДОЛГОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ
1. Теория Клавдий Галена о гармоничном развитии человека
Клавдий Гален (129-130 — 201-205 г. н. э.) — великий римский медик греческого происхождения, последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый в истории спортивный врач, основоположник медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.
Теория Клавдия Галена о гармоничном развитии человека стала первой теорией о долгой и здоровой жизни человека.
На протяжении всей своей жизни он проповедовал «закон здоровья»: «дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами, пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное отправление кишечника и управляйте эмоциями».
В своей известной книге «О сохранении здоровья» Гален утверждал, что одна из причин старения, и в частности старческого зуда всего тела, — слабое потоотделение кожи, ибо с годами наша оболочка становится более плотной, и поры ее сужаются. Стареющий человек, по его мнению, должен заниматься физическими упражнениями, питаться умеренно, достаточно спать и заботиться о регулярном стуле. Пытаясь найти способы продления человеческой жизни, он говорил, что стареющий организм надо всячески согревать и увлажнять, рекомендуя при этом горячие бани, расширяющие кожные поры и вызывающие потоотделение. С этой целью он даже основал лечебную баню, в которой стал лечить от различных болезней. Уже тогда врач понимал, что банная процедура улучшает кровообращение и этим самым повышает жизненный тонус. Но, пропагандируя физические упражнения, применение бани и других водных процедур, Гален всегда напоминал о чувстве меры, советовал быть осмотрительным, чрезмерно не перегружать себя, соблюдать постепенность.
Если у Гиппократа был девиз «Не повреди!», то у Галена — «Ничего лишнего!»
Гален был, вероятно, первым, кто считал, что старение — это процесс, протекающий в течение всей жизни.
В первые в науке он доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья.
Начиная трактат «О назначении частей», Гален не скрывал, что «между древними врачами и философами существует большое несогласие по вопросу о назначении частей тела: одни утверждали, что наше тело было создано безо всякой цели и без участия какого-либо искусства; другие, наоборот, поддерживали мнение, что каждая часть тела создана с определенной целью и с искусством; и среди последних одни приписывали такой-то части тела одно назначение, — а другие — другое».
«Таким образом, как человек — самое разумное из всех живых существ, - утверждает Гален, - так и руки являются орудием, соответствующим мудрому существу; ведь человек является самым мудрым из живых существ не потому, что он имеет руки, как говорит Анаксагор, но он имеет руки потому, что он самый мудрый, как это заявляет Аристотель, который судит очень разумно. Действительно, не благодаря своим рукам, а благодаря разуму человек научился всем искусствам: руки являются его инструментом, как лира для музыканта, как клещи для кузнеца». Философская точка зрения, желание установить связь, доискаться причины явлений, увидеть их корни позволяли ему найти новые точки зрения, превзойти современников в более глубоком понимании явлений человеческого организма,— установить зависимость строения органа от его функций, связь между образом жизни и строением тела.
Гален является основоположником фармакологии. Различные рецепты Галена применяются и поныне под названием «галеновых препаратов», т. е. лекарств, приготовляемых не на фармацевтических фабриках, а непосредственно в аптеках по индивидуальному заказу. Древнеримский врач приложил много усилий для составления рецептов наиболее эффективных снадобий для мытья и косметики. Галенов «кольдкрем» (эфирное масло, воск, розовая вода) и сейчас входит в арсенал косметических кабинетов всего мира.
Он создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека. Пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики. В книге Галена «О сохранении здоровья» подробно описаны различные физические упражнения, в том числе гимнастика с гантелями. Гимнастику врач назвал эликсиром молодости, а мяч — счастливым спутником людей. Клавдий Гален рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов и винограда, прогулки, массаж.
Афоризмы Клавдия Галена:
Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы.
Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке.
Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощрённых в анатомии, и тем спасти их от публичного позора.
Без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства.
Природа преследовала три главнейшие цепи при организации частей живого существа — она их создавала или для жизни, как, например, мозг, сердце, печень, или для лучшей жизни, как глаза, уши, ноздри, или для продолжения рода, как половые органы, семенники и матка
2. Система врачевания Авиценны
Авиценна (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980 - 1037) - выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед. Из 274 трудов Ибн Сины, ныне известных в мире, медицине посвящено только 20. Наиболее известные из них - семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада и «Урджуза» («Ал-урджуза фи-т-тибб») состоящий более чем из 1300 двустиший, в котором изложены основные положения медицины.
Всемирную славу ученому принес «Канон врачебной науки» - первое в истории системное изложение научных взглядов на медицинские проблемы в пяти книгах. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
«Я говорю, что лечение совершается тремя вещами. Одна из них — режим и питание, вторая — применение лекарств и третья — применение действия рукой. Под режимом мы разумеем регулирование ограниченных числом, необходимых факторов, которые существуют обычно; к ним относится и пища».
Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный, низкий, пилообразный, полный и пустой» - говорится в «Каноне».
Он подробно объяснил строение глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи, и эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.
В своем главном труде Авиценна впервые научно подошел к проблеме здорового долголетия: физические упражнения, которые он считал «самым главным условием» сохранения здоровья, на второе место ставил режим питания и режим сна, на третье – здоровый образ жизни.
Впервые в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины предложил подойти к проблемам воспитания и ухода за ребенком с медицинской точки зрения. Еще одной сильной стороной «Канона врачебной науки» является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений и их объяснения стали основой всех последующих медицинских теорий средневековья. Ибн Сина впервые предложил в диагностике заболеваний использовать состояние пульса, влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений. Ему же принадлежит заслуга первоисследователя человеческой психики и взаимосвязи психического состояния человека с причинами многих заболеваний: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга, например, «ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций».
Рецепты Авиценны
Цвет ландыша. Взять ландышевого цвету горсть, настоять на ковше белого вина, подслащенного медом, и принимать по чайной ложке один раз или два раза, по мере надобности. Возвращает речь косноязычным, исцеляет скрюченные тела, унимает сердечные боли, особенно от тоски любовной, укрепляет память, и притягательность возвращает тем, кто утратил ее. А если цвет ландыша положить в стеклянную посуду да плотно умять, воткнуть в муравейник и оставить так на месяц, после чего вынуть, тогда увидишь, что цветы пустили сок, а его хранить в пузырьке. Полезен он и больным и здоровым, восстанавливает силу мужскую и восстанавливает любовь женскую»
Красный гранат. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна) орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной — сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).
Лечебные свойства растений по Авиценне
Миндаль. Горький миндаль употребляется от веснушек, кровоподтеков, пятен, загара, разглаживает опухоль лица. А корень дерева горького миндаля, если его отварить и намазать на веснушки, является сильным лекарством. Употребление в пищу сладкого миндаля утучняет.
Опухоли и прыщи. Горький миндаль с вином от крапивницы.
Язвы. Миндалем с медом смазывают ползучие язвы и герпис, а с уксусом и вином — лишаи. Горький миндаль, при всем этом, действенней.
Органы головы. Миндаль хорош от болей, шума в ушах, особенно горький, а именно его масло или растертый миндаль, как он есть. Если миндалем с вином вымыть голову, это очищает от перхоти и усыпляет. Выпить горького миндаля перед вином, особенно в количестве пяти штук, препятствует опьянению. Если корень миндального дерева мелко истолочь, смешав с уксусом и розовым маслом, и приложить в виде лекарственной повязки на лоб, это поможет от головной боли; также помогает от этого лекарственная повязка из масла горького миндаля.
Органы глаза. Укрепляет зрение.
Органы дыхания и груди. Горький миндаль с пшеничным крахмалом хорош от крово­харканья и полезен от хронического кашля, астмы и плеврита. Особенно полезно миндальное масло. Толокно из миндаля помогает от кашля и кровохарканья.
Органы пищеварения. Миндаль открывает закупорки в печени и в селезенке; особенно полезен горький миндаль, ибо он открывает закупорки в концах сосудов. Если есть миндаль свежим с кожурой, это очищает желудок от влаги. Миндаль трудно переваривается, порождает хороший сок, но малопитателен. Если же его съесть с сахаром, он быстро спускается. Его толокно тяжелое и вследствие своей сладости возбуждает желчь.
Органы извержения. Горький миндаль открывает закупорки в почках, а масло горького миндаля, особенно в виде питья с «фиалковым корнем», очищает почки и мочевой пузырь и дробит камни. Миндаль также полезен от болей, горячих опухолей и затвердений в матке, от «удушения матки», затрудненного мочеиспускания и болей в почках.
Нарцисс. Корень нарцисса, особенно в смеси с мукой из плев и медом, извлекает шипы и острия стрел.
Опухоли и прыщи. Корень нарцисса замешивают с медом и викой чечевицеобразной, и эта смесь способствует вскрытию трудно созревавщих гнойников. Из его корня делают лекарственные повязки против опухоли нервов.
Раны и язвы. Нарцисс сушит раны и крепко их склеивает, даже разрывы сухожилий. Растертый с медом нарцисс прикладывают на ожёг огнем, на ранения нервов и на глубоко лежащие язвы. Смешанный нарцисс с викой чечевицеобразной и медом очищает язвы от грязи.
Орудия с суставами. Масло нарцисса полезно для нервов, а из корня его делают лекарственные повязки при опухоли нервов, при их узловатости и при болях в суставах.
Органы головы. Нарцисс открывает закупорки в мозгу и полезен при влажной и черножелчной головной боли; так же действует его масло, которое подходит для этого, но вызывает боль в голове, горячей по натуре.
Органы дыхания. Масло нарцисса рассасывает твердые и холодные опухоли в грудобрюшной преграде, если им натирать грудь.
Органы питания. Если поесть корня нарцисса как он есть, это вызывает тошноту и возбуждает рвоту; так же действует и его отвар.
Это только примеры множества рецептов от различных болезней и описаний лечебных свойств десятков растений и продуктов питания.
Поэтические заповеди Ибн Сина (Авиценны)
Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе — покой, —
Полезен старикам режим такой ...
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество ...
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым
Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь — больному станет хуже ...
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно ...
И снова повторю: лечи причины —
В том главный принцип нашей медицины.
Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле.
Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
Периоды пульсаций и покоя
Прощупывай умелою рукою.
Зависит пульс от возраста людского,
Он част у человека молодого.
На ритм его влияют время года,
Холодная и знойная погода.
И местность тоже – горы и долины
Влиянием своим неумолимы.
3. Теория сохранения молодости Роджера Бэкона
Роджер Бэкон (1214 — ок. 1292) - английский философ, изобретатель и сторонник алхимии, обосновал учение Авиценны и внес в неё существенные изменения. Выпускник, а затем преподаватель Оксфорда, предсказавший ряд открытий: телескопа, самодвижущейся повозки, летательного аппарата; требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Основные произведения: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и др. Полагал, что существуют разные способы познания: авторитет, опирающийся на рассуждение, и опыт, основывающийся на знании. Считая «опытную науку» «владычицей умозрительных наук», Бэкон оказался гораздо ближе к арабским мыслителям, чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет улучшить свою жизнь. Вместе с тем, опираясь на учения алхимиков, верил в сокровенные средства долголетия и познания вечности. К таковым он причислял: чистое золото, ладан, жемчуг, розмариновое масло, костный мозг оленя, сырое мясо гадюки и дыхание молодых людей.
«Сведущие люди полагают, что подобно тому, как с помощью магии можно очистить основные металлы от всех примесей и загрязнений и превратить в чистое золото и серебро, так можно человеческое тело освободить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столетия».
В книге «Лечение старости и сохранение молодости» Бэкон утверждал, что старость является причиной изнашивания организма, и рекомендовал умеренность во всем, а также физические упражнения на протяжении всей жизни. Роджер Бэкон верил, что рецепт бессмертия был известен в древности, когда пророки во главе с Мафусаилом жили по нескольку сотен лет, но потом рецепт был утерян, и долг ученых в том, чтобы его восстановить. По его мнению, если найти или восстановить этот рецепт, то человеческая жизнь в тысячу лет станет обычной нормой. Он считал, что короткая жизнь не норма, а отклонение от нее. Основной причиной укорачивания жизни, по его мнению, был нравственно неправедный и неправильный образ жизни людей, причем эта неправедность имела склонность наследоваться и накапливаться и, следовательно, каждое поколение людей имело склонность жить все меньше. Особенно по сравнению с эталоном праведности - ветхозаветными патриархами, жившими, согласно Библии, около тысячи лет. Главным путем для увеличения продолжительности жизни при помощи алхимических методов Роджер Бэкон полагал поиск и синтез особых, магически «дееспособных» веществ. Интересна его мысль, что сам процесс «поиска и синтеза» уже есть движение, т.е. стремление к познанию, а это, по его мнению, есть один из источников долголетия.
Роджер Бэкон придавал большое значение гигиене пожилого возраста, высказывал определенные мысли, известные в геронтологии как теория сохранения молодости, близкие по содержанию с учением Ибн-Сины (Авиценны).
В противоречивости взглядов Бэкона можно выделить следующие его полезные рекомендации:
- невежество, отсутствие знаний об устройстве мира и места в нем человека ведет к хаосу, а отсюда и становится одной из причин быстрого старения;
- только опыт и практика могут привести к положительным результатам не только в науке, но и в жизнедеятельности человека. Эффективность различных теорий должна быть доказана практическим путем;
- умеренность в еде, постоянное движение, борьба с вредными привычками и духовное равновесие являются основой долголетия;
- в профилактике заболеваний желателен метод траволечения.
Из высказываний Роджера Бэкона:
Пока длится невежество, человек не находит средств против зла.
У нас в руках три средства познания: авторитет, мышление и опыт.
Важнейшие тайны мудрости остаются в наши дни неизвестными толпе ученых за недостатком правильного метода.
Бог, ангелы, загробная жизнь. . труднодоступны для человеческого знания, и чем более они возвышенны, тем менее нам известны.
4. Теория жизни Парацельса
Парацельс (Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) (1493 - 1541) — знаменитый швейцарский алхимик и врач, оккультист и фармацевт, писатель и путешественник. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, противопоставив им «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа.
Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства. В своей методике врач пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой: диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
Будучи приверженцем астрологии, он пояснял, что
«Солнцу (Амертату - покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном — диета и правильный образ жизни». Но, вместе с тем, если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, по Парацельсу, «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!».
Ученый-мистик утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, известная всем фармацевтам мира:
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» («Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).
Человек, по мнению ученого, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой; при избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи определенных химических препаратов.
Но источником долголетия считал естественную взаимосвязь духовного равновесия и трех химических начал. Он исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога, именуя при этом человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Вместе с тем, если чрезмерное увлечение астрологией и мистикой поглощает человека, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод до всеми его творческими силами». Великий врач-алхимик указывал на необходимость строгой личной гигиены во всем, в том числе и в мыслях; умение ухаживать за своим физическим телом, за своей психикой и быть внимательным к окружающей среде.
Парацельс считал, что здоровое состояние человека является нормой, а болезнь есть результат отказа человека следовать естественным законам Природы.
Главными мистическими причинами болезней считались следующие:
1. Нарушение гармоничной и естественной циркуляции астральных энергетических токов в физическом теле человека приводит к психическим или физическим заболеваниям
2. Зависимость человека от неких астральных невидимых или видимых вампирических сущностей (духов), которые иногда, вселяясь в человека, питаются его энергией и поэтому делают его больным. В этом случае излечение достигается изгнанием духа из человека заклинанием или молитвой.
3. Самобичевание, излишние эмоции, тяжелые мысли, страх, подавленность, отсутствие желания жить, горе от потери близкого, зависть, неуверенность и неопределенность положения, меланхолия, страсти - все эти психологические и эмоциональные состояния обязательно переходят в физические нарушения работы организма, и, как следствие, ведут к различным заболеваниям, к разбалансированию духа и тела, сокращают человеческую жизнь.
4. Закон причин и следствий. Согласно этому закону некоторые болезни даются человеку как наказание за ошибки отцов наследственным путем, или из-за неправильного образа жизни появляется болезнь, как расплата за нездоровый, аморальный образ мышления и жизни.
5. Астрономические факторы, вызванные движением звезд и планет, отрицательно влияющие на людей, ослабленных физически или психически, и ведущие к их заболеванию.
6. Любые отклонение от нервной и физической нормы, любая излишняя физическая деятельность ведет к подрыву здоровья. В качестве примера при этом размышляет об излишествах физической активности человека, т.е. неправильным режиме двигательной активности. Особое значение Парацельс придает профилактике чрезмерных физических и психических нагрузок, профилактике нервного перенапряжения и истощения, считая, что именно «не нормальное» состояние нервной системы является главной причиной большинства заболеваний.
7. Зависимость здоровья человека от окружающей среды. Парацельс считал, что в организм человека с пищей, водой, дыханием и лекарствами могут попадать из воздуха искусственные вещества не свойственные биологической естественной природе человека (инфекции, заразные болезни и паразиты). Он один из первых обосновал медицинскую зависимость здоровья человека от окружающей среды, говоря об ответственности человека за свои мысли и поступки, так как мысли могут «отравлять» и ухудшать экологическую среду, и прежде всего вокруг самого человека - носителя «патологического» мышления, впервые выступая при этом за сохранение чистой экологической среды.
Из высказываний Парацельса:
Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить человеческую жизнь.
Все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм.
Истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся с Божественным Духом.
Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы.
5. Макробитика Вильгельма Гуфеланда
Хуфеланд (Гуфеланд) Кристоф Вильгельм (1762 - 1836) – выдающийся немецкий врач-терапевт и клиницист, доктор медицины, основатель геронтологии.
Одна из главных заслуга Гуфеланда – в становлении учения о долголетии, которое связывал с соблюдением правил личной гигиены, созданием оптимального режима труда и отдыха, рациональным питанием и здоровым образом жизни.
Здоровая жизнь, по его мнению, зависит от стечения случайных внутренних и внешних обстоятельств. Под внутренними условиями он подразумевал строение организма, соотношение его твердых частей и влаг, различные физико-химические процессы, происходящие в организме, жизненную силу, которая ассоциировалась у него с возбудимостью. Что касается внешних условий, то к ним он относил окружающую среду, воздействующую на организм. По его представлению, если обеспечивается гармония между этими условиями, то человек будет здоровым. Нарушение гармонии приведет к болезненному состоянию. При этом болезнь проявится в двух формах – повышенной жизнедеятельности, названной им «гиперстенией», и пониженной – «астенией». Исходя из своей классификации происхождения болезней, Гуфеландом предлагалось и соответствующее лечение. Немного утопичные и схоластические взгляды великого медика имели большой успех у всех его последователей, так как в его учении учитывались индивидуальные особенности каждого больного и требования назначения строго индивидуально лечение с учетом степени заболевания.
Цель лечения – восстановить нормальную деятельность организма путем ослабляющего или возбуждающего и укрепляющего методов лечения.
Именно его первая книга «Макробитика, или Искусство продлить человеческую жизнь», опубликованная в 1796 году, и принесла ему всемирную известность. Книга сыграла важную роль в формировании представлений о факторах, влияющих на долголетие, в становлении учения о долголетии. В ней он дал комплексные рекомендации по личной гигиене, труду, отдыху, их чередованию, режиму питания, борьбе с излишествами. Например, одним из правил выздоровления, а, следовательно, и долгой жизни он считал умеренное голодание и рекомендовал больным не есть, «ибо сама природа отвращением человека в болезни к пище показывает, что мы не в состоянии в это время ее переварить».
Правильное или рациональное питание - один из главных источников долголетия. Кроме этого, развивает идею витализма (жизненной силы), указывая на то, что «среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть».
Изучая и пропагандируя эфир, как наркотическое и снотворное вещество, известный врач становится одним из первых, предложивших применить наркоз в медицинских целях. Кроме этого, ему принадлежат несколько наставлений к врачам, которыми многие специалисты пользуются и в наши дни.
Из высказываний Вильгельма Гуфеленда:
Медицинское искусство одно, потому что оно основано на вечных законах природы; но систем медицинских много. Иначе и быть не может. Системы зависят от преобладающих понятий и от состояния познаний, на которых понятия те утверждаются.
Отличайте со святым вниманием болезнь от больного, и при лечении уважайте одинаково и одну и другого. Часто одна и та же болезнь требует совершенно другого лечения, по свойству и личности пациентов.
Основной пункт искусства заключается в умении обнимать болезни во всевозможной общности и обширности их, и в изолировании, уединении, индивидуализировании, в той же манере больного.
Не делайте ничего без разумно-осознанной причины. Лучше предоставить природе действовать одной, нежели колебать, нарушать ее форму действия, чем-либо безвременно и иррационально.
В болезнях хронических особенно приучайте себя к великому терпению и умейте надеяться на время; ибо есть известные хронические болезни, которые можно исцелять только в известное время, а не в другое. Было бы не только тщетно, но вредно мучить больного. Нередко природа, предоставленная сама себе, совершает улучшения и важные исцеления, или же изменяет неисцелимую болезнь в удоболечимую или производит кризис, раздражение, которое медик может употребить в пользу врачевания.
Не забывайте, что вы не излечиваете никогда, но сама природа излечивает болезни; вы только помощники, вызывающие ее работу, охраняющие, направляющие ее, и нередко соделывающие ее возможной; но к несчастью, могущие очень часто помешать ей, противопоставлять ей необоримые преграды.
Не забывайте всегда настроить надлежащим образом диету и частности жизни больного. Огромное количество лечений было приведено к благоприятному окончанию преимущественно лишь удалением, отстранением всего вредного и содействовавшего поддержанию болезни. И наилучшее пользование может остаться безуспешным при отступлении от этого мудрого правила. Важность заключена не в количестве лишь, но и в качестве пищи; диетику нужно изучать с особенной внимательностью.
(Источник - Дик Н.Ф. Как прожить долгую и здоровую жизнь /Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.)

Источник: http://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3947