3. Ишемическая болезнь сердца, стенокардия и правила жизни

| Просмотров: 7682

Что такое стенокардия? Гомельский областной клинический

1 информация о школе здоровья1.docx

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

При обучении больных в «Школах здоровья» существует ряд правил, которым необходимо следовать.

ПОЛОЖЕНИЕ о Школе здоровья

1. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа здоровья (далее Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок работы, программа обучения, техническое оснащение и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.4. Информация о проведении Школы здоровья должна быть представлена в виде объявления в регистратуре и на информационном стенде учреждения, по возможности, освещена в средствах массовой информации.

1.5. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью».

1.6. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

1.7. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

1.8. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением заболевания, вне выраженного обострения и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.9. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

1.10. Цикл обучения в Школе включает в себя не менее 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.

1.11. Структура занятий:

20 - 30 % - лекционный материал;

30 - 50 % - практические занятия;

20 - 30 % - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10 % - индивидуальное консультирование.

1.12. Рекомендуемая численность пациентов в группе –  10–12 человек.

1.13. Набранная группа пациентов должна быть "закрытым коллективом", т.е. в процессе проведения занятий к ней не должны присоединяться новые больные.

1.14. Время проведения занятия: вторая половина дня, для удобства работающих пациентов, соблюдения лечебно-охранительного режима для лиц, находящихся на стационарном лечении;

1.15. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.16. Во время занятий обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля предложенного образца в соответствии с направлением Школы здоровья.

1.17. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

1.18. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

1.19. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и во Временной форме статистической отчетности лечебно-профилактических учреждений и кабинетов медицинской профилактики по гигиеническому воспитанию и образованию населения.

2. Задачи Школы здоровья

Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

• повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

3. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

4. Табель оснащения Школы здоровья

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска  (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

• зал ЛФК.

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы.

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.

Учебные программы для Школ здоровья должны основываться:

- на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения;

- на основе представлений о здоровье, потребностей и проблем пациента;

- на активном партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем;

- на сотрудничестве пациентов друг с другом.

Основные темы обучения являются общими для многих хронических заболеваний и включают: причины заболевания; объяснение некоторых сторон патологического процесса и связанных с ним симптомов; классификацию остроты и тяжести заболевания, так как с этими вопросами тесно связана обоснованность лечения; лечение, перечень препаратов, показанных этому пациенту, основные концепции терапии, побочные эффекты лекарств; осложнения заболевания и симптомы ухудшения; что может случиться при прогрессировании болезни и недостаточном лечении; практические навыки наблюдения за состоянием (измерение АД, индекса массы тела, глюкометрия, пикфлоуметрия); рекомендации по здоровому образу жизни: диете, физической активности, отказу от вредных привычек, принципах уменьшения влияния стресса.

Структура обучающей Программы должна быть построена таким образом, чтобы последовательно раскрыть суть заболевания (пациент узнает о болезни). Просто и доступно излагаются основные понятия и правила контроля болезни (пациент понимает необходимость систематического контроля). Уделяется огромное влияние объяснению основных звеньев лечения болезни (пациент грамотно изменяет свой план лечения, выполняя роль врача).

Преподаватель, готовясь к занятию, должен четко определить цели и задачи отдельного урока. Для этого во вводных карточках к каждой теме даны методические разработки занятий, в которых помимо разделов ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ занятий приводится отработанный план проведения занятия, и выделены разделы «Что пациент будет знать» и «Что пациент будет уметь» по окончании занятия. С содержанием последних разделов мы рекомендуем обязательно знакомить пациентов, тогда они более четко представляют, зачем они учатся и как практически они будут участвовать в своем лечении. Это информация создает дополнительную мотивацию у пациентов на обучение.

Структура занятий

Занятия в Школе имеют единую структуру:

- вводная часть

- информационная часть

- активные формы обучения

- заключительная часть занятия.

Первое занятие в школе по структурированной программе обязательно предусматривает вводную часть, где пациенты знакомятся с врачом и друг с другом. Членам группы предлагается представиться и рассказать о себе. Врачам, обучающим больных, нужно быть хорошими психологами, чтобы уловить разное психологическое состояние пациентов по отношению к своему заболеванию.

После формального знакомства с группой преподавателю рекомендуется предложить пациентам вопросы, ответы на которые позволяют оценить исходный уровень знаний пациентов по заболеванию. Опыт показывает, что оценку лучше провести письменно и анонимно в форме опросника. На заключительном занятии, в котором проводится оценка полученных знаний и практических навыков, можно предложить пациентам сравнить их ответы.

На первом занятии преподаватель знакомит группу с расписанием занятий, чтобы сразу учесть пожелания пациентов.

Информационный материал  является справочным материалом для медицинского работника, проводящего занятие. Он направлен на информирование пациентов о заболевании и повышение их осознанного участия в процессе лечения и оздоровления. Информационный материал не обязательно должен быть весь представлен пациентам во время занятий. Рекомендуется иметь его постоянно на столе во время занятия, и при изложении материала следует стремиться максимально выполнить поставленную в занятии цель. Изложение теоретической части всех занятий должно быть кратко представлено на карточках в форме диалога врача с пациентами. В каждом занятии необходим элемент повторения пройденного материала: ведь человек запоминает новый материал не сразу и не навсегда. Этому помогают красочные и остроумные по сценарию плакаты, которые иллюстрируют правила контроля заболевания или наглядно «объясняют» сложные понятия.

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контролирования заболевания и сохранения здоровья. Для этого в методических разработках представлен перечень необходимого материала для отработки практических навыков. Например, к занятию по теме «Контроль АД» нужно подготовить для пациентов разнообразные средства для самоконтроля.  Также на этом занятии требуется уделить достаточно времени для того, чтобы научить пациентов грамотному ведению «Дневника» и мотивировать пациентов на систематическое его заполнение.

Заключительное занятие можно провести в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Рекомендуется предложить пациентам ответить на контрольные вопросы вводного занятия и затем сравнить количество правильных ответов. Заключительное занятие можно провести в игровой форме, когда члены группы «не экзаменуются», а участвуют в предложенных ситуациях в роли действующих персонажей.

Цель обучения достигнута, если обученный больной придет в Школу здоровья, чтобы поделиться личным опытом и получить новые дополнительные сведения о заболевании. Это означает, что он стал активным и надежным союзником врача в лечении заболевания.

Мотивация пациентов на самоконтроль все время должна поддерживаться. Каждый визит больного к врачу нужно рассматривать как укрепление мотивации на самоконтроль, и поэтому встреча с пациентом должна обязательно содержать элемент обучения – это может быть и контроль «дневника», и новая информация, и анализ опыта пациента по изменению лечения, и дополнительные советы в связи с различными ситуациями в жизни больного.

Примерный образец направления на обучение в Школе здоровья по артериальной гипертонии

(утверждается приказом главного врача учреждения)

Ф.И.О. пациента

 

Пол

 

Возраст

 

Профессия

 

Телефон

 

Диагноз (из амбулаторной карты)

 

Ф.И.О. врача

 

Результаты обследования, дата

АД (дата последнего измерения)

 

Наличие АГ в анамнезе (сколько лет)

 

Перенесенные заболевания:

 

Инфаркт миокарда

 

Мозговой инсульт

 

Сопутствующие заболевания

Сахарный диабет, с какого года

 

Хроническая обструктивная болезнь легких

 

Заболевания почек (уточнить)

 

Другие заболевания (уточнить)

 

Степень артериальной гипертонии

 

Уровень суммарного риска

 

Общий холестерин крови  (дата)

 

Холестерин ЛВП (дата)

 

Триглицериды (дата)

 

Сахар крови натощак (дата)

 

Данные ЭКГ (дата)

 

Другие исследования (ЭХО-КГ и пр.)

 

 

 

Обязательное оснащение Школ здоровья:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

Учёт пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (табл. 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы (2-4).

Таблица 1

Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья

ФИО

пациента

Возраст

Контактный

телефон

Даты занятий

 

 

 

 

 

1

2

3

4

Отметка о присутствии (√)










2. Медицинская карта амбулаторного больного.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка «Школа (наименование Школы)», с указанием даты завершения занятий в Школе «____» ____________20 г. 

3. Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике.

Ведется учетная форма 038/у-02 «Журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003 N 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» (таблица 2)

Таблица 2

ЖУРНАЛ УЧЕТА РАБОТЫ ЛПУ ПО МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ

N
строки

Дата
проведения

Форма работы

Тема

Место
проведения

Число
слушателей

Число лиц,
обученных
здоровому
образу 
жизни, 
в школах
здоровья

Число медиц.
работников,
обученных 
методам мед.
профилактики

Ответственный
исполнитель

Массовые 
мероприятия

Школы 
здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оценка качества проведения Школы здоровья

Система оценки терапевтического обучения предполагает внешнюю и внутреннюю составляющую. К внешней относят оценку клинических и медико-социальных показателей, параметров, отражающих поведение пациентов, экономической эффективности лечения. К внутренней - формирующую оценку знаний и практических навыков, имеющую непосредственное влияние на процесс обучения, и во многом способствующую изменению поведения обучаемого.

На сегодняшний день оценка эффектов терапевтического обучения больных недостаточно разработана. Показатели, характеризующие внутреннюю составляющую оценки терапевтического обучения пациентов, разрабатываются в соответствии с направлением Школы здоровья. Целесообразно оценивать состояние больных до проведения Школы здоровья, непосредственно после ее окончания и в динамике через 6 - 12 месяцев. При наличии специальных вопросников можно проводить оценку изменения в динамике показателей "качества жизни" пациентов (EQ5D).

Отчет о проведении Школы здоровья по конкретной патологии представляется 1 раз в год вместе с ежегодным годовым отчетом.

В нем должно быть указано:

1. Количество проведенных за год циклов Школы здоровья.

2. Общее число обученных пациентов, распределение их по полу.

3. Число пациентов, обученных первично и повторно.

4. Возрастной состав пациентов.

5. Стаж заболевания.

6. Стойкая утрата трудоспособности.

7. Район обслуживания пациентов.

Система оценки является интегральной частью процесса обучения, которая позволяет установить конструктивную обратную связь между пациентами и обучающим персоналом, важным элементом контроля качества терапевтического обучения пациентов в Школе. Информация, полученная в ходе оценки, может быть использована для внесения изменений в программу, что является важным условием обеспечения динамизма, необходимого в организации непрерывного лечебно-обучающего процесса

Факторы, влияющие на  результативность  и эффективность профилактической  помощи в Школах Здоровья.

Факторы, влияющие на  результативность  и эффективность профилактической  помощи  в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

· факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения

· факторы профессиональной компетентности медицинских работников

· факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Эти же факторы  влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной  терапии. Среди этих факторов  важно дифференцировать положительного влияния (факторы, способствующие результативности и эффективности профилактической помощи) и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы, препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.

Положительное  влияние  (содействие)

Отрицательное  влияние (препятствие)

Факторы отношений  (медицинский  работник – пациент)

Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия)

Равнодушие

Понимание потребности  пациента

Уверенность медработников в том, что они  «знают» в чем нуждается пациент

Опыт  (большой) и возраст (старший)  медработника

Опыт  (небольшой) и возраст (младший) медработника

Уверенность  медицинского работника и умение объяснять

Неспособность объяснять и убеждать

Факторы профессиональной компетентности медицинского  работника

Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр.)

Пренебрежение профилактической помощью  (предпочтение диагностике и лечению)

Знание основ поведенческой медицины

Преобладание синдромального подхода

Разумная интеграция  лечения и профилактики

Противопоставление лечения и профилактики

Факторы  организации и качества профилактической помощи

Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости)

Насильственные (требующие усилий со стороны пациента)  рекомендации и назначения

Обсуждение с пациентом его проблем здоровья

Директивная форма рекомендаций

Простота и доступность  (по времени, цене и пр.) профилактических мер и рекомендация

Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи

Наличие письменных инструкций, советов

Устные советы и рекомендации

Наличие красочных печатных материалов

Плохое полиграфическое качество материалов

Взаимодействие между медицинскими работниками

Незаинтересованность в профилактической работе


Источник: http://library.nabchelny.ru/s_3644/p_41055/